Информационно-образовательный портал «УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ»

Профессиональное сообщество руководителей и специалистов организаций городского хозяйства

8 концессионных ошибок

Начальник отдела коммунального хозяйства Минстроя РФ Михаил Горбунов рассказал об основных моментах заключения концессионных соглашений и о грядущих изменениях в законодательстве.

22.07.15

Соответствующие изменения уже были внесены, и в 190 закон, и в 116, касающиеся того, что теперь единственной формой передачи имущества, государственного и муниципального, является концессионное соглашение. На наш взгляд, как Министерства, это механизм качественный, который абсолютно точно должен работать, и уж точно его должны попробовать.

Что касается неэффективности, действительно есть Поручение Президента РФ, 1479-ПР пп. а, в соответствии с которым до конца 2016 года все предприятия, государственные и муниципальные, управление которыми признано неэффективным, должны быть переданы в концессию частным операторам. На текущий момент это 982 унитарных предприятия. Действительно всеми субъектами составлены соответствующие графики. Мы это фиксируем. Конкурсы намечены, и мы надеемся, что они состоятся, по крайней мере, в этом нас уверяют субъекты.

Отдельно остановлюсь на совместном Приказе Минстроя и Минэкономразвития, в соответствии с которым производилась оценка эффективности предприятий. На данный момент мы с коллегами из Минэкономразвития обсуждаем изменения уже к 2016 году, касающиеся конкретизации заявленных показателей. Приказ планируется выпустить уже к концу лета.

Все воспринимают концессии как такой механизм, при котором нужно, чтобы тебя туда позвали. На самом деле, это не так, потому что у инвестора, у частной компании, которая хочет выйти на рынок, есть опция выбора имущества и инициативы обращения к органам местного самоуправления, либо к органам исполнительной власти, по инициации конкурса и по заключению концессионного соглашения. Такая опция – плюс для концессионера, потому что вся конкурсная документация, все параметры делаются под имущественный комплекс и под конкретного концессионера. То есть это не исключает участия других претендентов, но ставит инициатора в более выгодные условия.

Механизм концессии существует давно, но только в 2014 году были внесены такие изменения, которые делают концессию именно тем, что мы подразумеваем под ней сегодня. По состоянию на конец первого квартала 2015 года было заключено не так много концессий, как хотелось бы, но мы надеемся, что этот процесс пойдет, в том числе, благодаря передаче неэффективных предприятий.

 

К типовым ошибкам при заключении концессионных соглашений можно отнести:

1. Отсутствие существенных условий концессионного соглашения.

2. Отсутствие у концессионера обязательств по модернизации объекта соглашения.

3. Отсутствие в соглашении технико-экономических показателей объекта.

4. Отсутствие согласованных с ОИВ субъекта РФ и ОМСУ долгосрочных параметров регулирования.

5. Отсутствие плановых показателей надежности и качества на каждый год до конца срока действия соглашения.

6. Отсутствие в соглашении видов расходов, подлежащих возмещению на момент окончания или досрочного расторжения соглашения.

7. Отсутствие указания на обязательность предоставления безотзывной банковской гарантии (размера и срока).

8. Отсутствие условий об осуществлении корректировки цен по правилам, действующим на момент заключения договора.

Концессионное соглашение без параметров тарифного регулирования, без параметров надежности и качества, без закрепления в нем ответственности как концессионера, так и концедента, по сути, не работает. При чем, это не выгодно ни одной, ни другой стороне, потому что получается, что они договорились «на берегу». То есть, потом начинаются взаимные претензии, которые влекут за собой и судебные разбирательства, которых при правильном заключении концессионного соглашения, просто не должно быть.

Всех очень смущало и смущает отсутствие в качестве стороны концессионного соглашения субъекта РФ, поскольку он несет ответственность за принятие ключевых решений, в том числе существенных условий, под которыми действительно муниципалитеты подписываться просто побоятся. Есть проблемы также с заключением соглашений, в которых концедентов много, то есть имущественный комплекс находится на территории нескольких муниципальных образований. Кроме того, до сих пор не определен порядок передачи в концессию тех самых неэффективных МУПов.

 

В этой связи есть два Поручения, от марта и апреля, от вице-премьера и соответствующий проект, подготовленный Минстроем, который сейчас активно обсуждается. В нем будут предусмотрены следующие изменения:

1. Ограничение на участие в конкурсе иностранных лиц, которые не имеют на территории России представительств и филиалов.

2. Обязанность предоставления победителем сведений о бенифициарах.

3. Обязательное участие субъектов РФ (сейчас в законопроекте оно прописано как самостоятельной стороны, которая будет брать на себя ряд обязательств, касающихся параметров тарифных решений, параметров в части инвестиций и параметров по возмещению затрат).

4. Возможность передачи в составе объектов концессионного соглашения незарегистрированного имущества, данные по которому отсутствуют в Росреестре, с условием его обязательной последующей регистрации, которое будет закреплено в концессионном соглашении (предварительно, имущество должно быть зарегистрировано в течение двух лет).

5. Обязанность концессионера по возмещению затрат на проведение конкурса.

С точки зрения помощи и организациям, и муниципалитетам, и субъектам на сайте Минстроя размещены примерные формы типовой конкурсной документации. Там же представлен и инвестиционный калькулятор, предназначенный для того, чтобы концессионер оценил выгодность заключения соглашения.  

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Фонд ЖКХ

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да, это хорошая организация
Нет, лишняя бюрократия
Нашей деятельности работа Фонда не касается




-
Если Вам необходима консультация специалиста Ассоциации, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров городского хозяйства

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@citymanagers.ru

127051, г. Москва, пер. Сухаревский М., д.9, стр.1

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@citymanagers.ru 


Информационно-образовательный портал «УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ»
copyright 2018 citymanagers.ru