Информационно-образовательный портал «УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ»

Профессиональное сообщество руководителей и специалистов сферы ЖКХ и городской инфраструктуры

Аналитики спрогнозировали будущее перекрестного субсидирования в России

Доля платежей за тепло и электроснабжение некоторых групп населения России от общих затрат составляет 31%. Такое положение вещей характерно более всего для жителей старых домов, построенных в 50 - 60-х годах прошлого века.

03.08.20

 

Решить проблему можно перенастроив систему перекрестного субсидирования, уверены в КПМГ. Но целью реформы должно стать не просто общее снижение тарифов для населения, а ликвидация энергетической бедности через повышение энергетической эффективности и адресной системы льгот для населения.

Перекрестное субсидирование - это механизм регулирования цен на электричество, который подразумевает, что часть оплаты за потребленную электроэнергию перекладывается с одного пользователя на другого. В нашей стране такая схема работает, в том числе на удержание роста тарифов для населения. В КПМГ считают, что пришло время изменить этот механизм, поскольку наибольшую поддержку в результате перекрестного субсидирования получают граждане, которые по факту в ней не нуждаются или нуждаются, но не в таком объеме.

В России дома класса A и B (высшие классы энергетической эффективности жилья) расходуют на 30-90% меньше энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электроснабжение, чем дома более низкого класса. При этом, поскольку в них чаще всего установлены электрические плиты, то оплачивают электроэнергию их жильцы по пониженному тарифу. В КПМГ эти тарифы назвали "суперльготы". Они также есть у владельцев собственных домов - индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). В то же время, жильцы домов класса D и ниже среди которых наиболее развита "энергетическая бедность", например, обитатели "хрущевок", как счастливые обладатели газовых плит платят по полному тарифу, значительно больше потребляя электричества из-за плохой энергоэффективности своих домов.

Их тариф все равно ниже рыночного - его средний дисконт к коммерческой цене малого и среднего бизнеса составляет 2,2 руб./кВтч(36%). Но средний дисконт "суперльготного" тарифа к рыночной цене еще больше - 3,3. руб./кВтч(52%). Если в 2015 году по "полному" тарифу рассчитывалось 43% потребителей, то есть уже менее половины, то в 2020 году прогнозируется снижение этой доли до 37%. При этом в 2015-2020 годах прирост потребления электроэнергии населением обеспечен исключительно за счет "суперльготных" категорий.

В КПМГ считают, что "суперльготы" жителей новых домов и пригородного ИЖС агломераций стали за последнее десятилетие одним из крупнейших и в то же время самых неэффективных компонентов "перекрестки". Эти льготы представляются автоматом для наиболее обеспеченных граждан - покупателей новостроек, к тому же имеющих более низкий энергетический чек ЖКУ на тепло относительно старых менее эффективных зданий. По состоянию на 2020 год объем перекрестного субсидирования для снижения тарифов для населения оценивается в 446 млрд рублей.

Стоит подчеркнуть, что перекрестное субсидирование существует не только в России. Оно давно является инструментом энергетической и климатической политики, а также прямой тарифной поддержки энергоемких экспортеров на рынках ЕС и США. Объемы перекрестного субсидирования в Великобритании, Франции и США превышают российские в 2-3 раза, а в Германии - в 5 раз. Но в этих странах полученные от перекрестного субсидирования средства перенаправляются на адресную поддержку "энергетически бедного" населения и квалифицированных энергоемких потребителей, а также на развитие рынка возобновляемых источников энергии и повышение энергоэффективности. В КПМГ считают, что за счет этого уже на горизонте 2025-2030 годов рынки США и ЕС могут обеспечить цены на электроэнергию на уровне или ниже внутрироссийских.

 

Источник:  rg.ru

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

ГЧП

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да. Это единственный выход
Нет. Это нежелание государства искать другие варианты, без передачи имущества в частные руки
Думаю, надо несколько лет, чтобы правильно оценить успешность такой стратегии




-
Если Вам необходима консультация специалиста, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров городского хозяйства

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@citymanagers.ru

127051, г. Москва, пер. Сухаревский М., д.9, стр.1

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@citymanagers.ru 

  

Информационно-образовательный портал «УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ»
copyright 2018 citymanagers.ru