Профессиональное сообщество руководителей и специалистов организаций городского хозяйства

Долговые квитанции

Что делать с теми, кто не платит?

Долги управляющих организаций перед коммунальщиками растут, как на дрожжах. Зачастую в этом виноваты не сами УК, а граждане, регулярно игнорирующие платежные квитанции.

14.05.15

 

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства поэтапно переходит к прозрачным рыночным отношениям. Однако долги, возникающие из-за неплатежей и передающиеся по цепочке участников отрасли, провоцируют увядание инфраструктуры. Что касается средств, которые могли бы пойти на ее модернизацию, то они уходят нечистым на руку управляющим компаниям и банкам, у которых компании добросовестные берут кредиты на покрытие кассовых разрывов.

На данный момент в жилищно-коммунальном хозяйстве сложилась ситуация, когда 77% граждан платят за ЖКУ исправно. Еще 11% граждан оплачивают полученные квитанции в течение трех месяцев после наступления даты платежа, 7% — в течение полугода. Еще 2,5%  составляют маргинальные граждане, считающие жилищно-коммунальные услуги общественным благом. Оставшиеся 2,5% жителей России действительно находятся в тяжелой жизненной ситуации, не дающей им возможности оплачивать счета. При этом социально не защищенные слои населения (пенсионеры и инвалиды) составляют всего 0,2% от всех должников.

В случаях неоплаты услуг, компании могут взять кредит, однако кредиты нужно регулярно возвращать, иначе накапливающиеся долги будут непременно расти. Компания обязана создать долговые резервы, формируя их за счет прибыли. В частности, такая возможность есть у водо- и теплоснабжающих организаций, у которых под резервирование в тарифах закладывается до 2% от необходимой валовой выручки. В отношении энергосбытовых компаний Федеральная служба по тарифам ставит под сомнение необходимость данных резервов; как результат — кредитов рано или поздно перестанет хватать, а энергосбыты вынуждены будут показывать убытки и не смогут платить за поставки с оптового рынка.

Несмотря на это, платежная дисциплина в энергетике по некоторым причинам лучше, чем во всех остальных сегментах коммунальной отрасли. Во-первых, здесь уже более десяти лет создаются рыночные механизмы; во-вторых, есть структуры, мотивированные на сбор средств, — сами энергосбыты; в-третьих, выработаны механизмы давления на неплательщиков, крайняя мера — отключение и суды.

Процедура отключения неплательщика затягивается и в лучшем случае применяется к 0,5% должников. Что касается обращения в суд, то часто это требует затрат превышающих саму сумму долга.

В водо- и теплоснабжении отключение вообще не применимо. Это приводит к тому, что управляющие организации сталкиваются с еще большими, чем сбыты, кассовыми разрывами. Единственное, что им остается, — перекрыть канализацию, но такое решение очень редко применяется на практике.

Напомним, что на рынке сбором платежей, как за жилищные, так и за коммунальные услуги занимаются управляющие компании. В платежке 60–80% — доля коммунальных платежей, еще 20–40% — жилищных. В итоге, чтобы закрыть все свои обязательства по «коммуналке» перед ресурсоснабжающими организациями, УК берет деньги из тех, что внесены в качестве оплаты жилищных услуг, — и это в лучшем случае. В худшем случае она берет в кредит. После расчета с РСО у УК остается менее 50% средств на выполнение своей непосредственной функции, заключающейся в обслуживании жилфонда, а если она взяла кредит, то еще часть средств жильцов, идет на выплату процентов.

В первую очередь от такой схемы страдают жильцы, своевременно заплатившие за оказанные услуги. Они производят оплату в установленные сроки, а услуг получают в лучшем случае на 50% от внесенных средств. Для управляющих организаций выход один — повышение тарифов для закрытия кассового разрыва. Однако этот путь рано или поздно приведет к банкротству.

По словам Николая Николаева, директора Центра независимого мониторинга исполнения указов президента ОНФ «Народная экспертиза», задолженность за жилищно-коммунальные услуги с 2006 года выросла троекратно, это уже 130 миллиардов рублей (по экспертным оценкам, 190 миллиардов рублей), причем увеличилась она прямо пропорционально росту стоимости услуг. Отчасти проблема в бедности населения, которое не справляется с ростом стоимости ЖКУ, отчасти — в возросшей финансовой грамотности. Средний потребительский кредит обходится гражданину в 30% годовых, а «прокредитоваться» за счет услуг ЖКХ стоит всего 8,5% — именно столько составляет пени за неуплату.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предложило поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, которые подразумевают рост пеней с 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас для целей начисления штрафов и пеней она составляет 8,25% годовых) в день до 1/170 ставки рефинансирования. Это значит, что должники обязаны будут выплачивать своим УК 17,7% годовых от неуплаченных сумм. Проценты должны начисляться с 91-го дня просрочки.

«Такие штрафы будут выплачиваться не только гражданами, но и всей цепочкой поставщиков коммунальных услуг, — объясняет Андрей Чибис. — Я считаю, что этот штраф должен быть сравним с банковским кредитом, ведь, по сути, неуплата есть кредит неплательщику».

Часть УК вообще остается в «серой» плоскости, а те, кто действительно работает «вбелую», не имеют рычагов давления на неплательщиков: отключить многоквартирный дом от тепла или воды невозможно. Собирать платежи — дело долгое и затратное, для которого требуется огромный штат дополнительного персонала. Кроме того, собранные деньги вместе с пенями все равно уйдут РСО.

Страдают в такой ситуации все: добросовестные плательщики (которых большинство) не получают полного объема услуг, УК не имеют средств и возможности системно развивать свой бизнес, РСО страдают от кассовых разрывов. Кроме того, недобор средств одного периода включают в тариф на следующий период, и в итоге добросовестные плательщики начинают оплачивать услуги за недобросовестных соседей.

Выгоду же получают должники (после банкротства УК их долги списываются) и, конечно, некоторые УК — они могут выводить деньги из отрасли и, во всем обвиняя жильцов и недобросовестные РСО, оказывать некачественные услуги, ссылаясь на нехватку денег.

В начале весны Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предложило перевести взаимоотношения жителей и ресурсоснабжающие организации на форму прямых договоров. Вопрос этот неоднозначен, хотя многие РСО выступают в поддержку такой идеи. Прямые договоры могут решить проблему недобросовестных управляющих организаций. РСО, в свою очередь получат возможность влиять на конечного получателя услуг. Таким образом, платежная дисциплина будет в их власти, и обвинять недобросовестные УК они не смогут.

Прямые договоры и рост платежной дисциплины – логичный способ хотя бы отчасти стабилизировать ситуацию в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Управляющие организации смогут спокойно управлять жилищным фондом, а коммунальщики – сосредоточится на модернизации инфраструктуры.

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Минстрой и капремонт

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить




-
Если Вам необходима консультация специалиста Ассоциации, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров городского хозяйства

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@citymanagers.ru

127051, г. Москва, пер. Сухаревский М., д.9, стр.1

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@citymanagers.ru 


copyright 2018 citymanagers.ru