Информационно-образовательный портал «УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ»

Профессиональное сообщество руководителей и специалистов сферы ЖКХ и городской инфраструктуры

Долговые квитанции

Что делать с теми, кто не платит?

Долги управляющих организаций перед коммунальщиками растут, как на дрожжах. Зачастую в этом виноваты не сами УК, а граждане, регулярно игнорирующие платежные квитанции.

14.05.15

 

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства поэтапно переходит к прозрачным рыночным отношениям. Однако долги, возникающие из-за неплатежей и передающиеся по цепочке участников отрасли, провоцируют увядание инфраструктуры. Что касается средств, которые могли бы пойти на ее модернизацию, то они уходят нечистым на руку управляющим компаниям и банкам, у которых компании добросовестные берут кредиты на покрытие кассовых разрывов.

На данный момент в жилищно-коммунальном хозяйстве сложилась ситуация, когда 77% граждан платят за ЖКУ исправно. Еще 11% граждан оплачивают полученные квитанции в течение трех месяцев после наступления даты платежа, 7% — в течение полугода. Еще 2,5%  составляют маргинальные граждане, считающие жилищно-коммунальные услуги общественным благом. Оставшиеся 2,5% жителей России действительно находятся в тяжелой жизненной ситуации, не дающей им возможности оплачивать счета. При этом социально не защищенные слои населения (пенсионеры и инвалиды) составляют всего 0,2% от всех должников.

В случаях неоплаты услуг, компании могут взять кредит, однако кредиты нужно регулярно возвращать, иначе накапливающиеся долги будут непременно расти. Компания обязана создать долговые резервы, формируя их за счет прибыли. В частности, такая возможность есть у водо- и теплоснабжающих организаций, у которых под резервирование в тарифах закладывается до 2% от необходимой валовой выручки. В отношении энергосбытовых компаний Федеральная служба по тарифам ставит под сомнение необходимость данных резервов; как результат — кредитов рано или поздно перестанет хватать, а энергосбыты вынуждены будут показывать убытки и не смогут платить за поставки с оптового рынка.

Несмотря на это, платежная дисциплина в энергетике по некоторым причинам лучше, чем во всех остальных сегментах коммунальной отрасли. Во-первых, здесь уже более десяти лет создаются рыночные механизмы; во-вторых, есть структуры, мотивированные на сбор средств, — сами энергосбыты; в-третьих, выработаны механизмы давления на неплательщиков, крайняя мера — отключение и суды.

Процедура отключения неплательщика затягивается и в лучшем случае применяется к 0,5% должников. Что касается обращения в суд, то часто это требует затрат превышающих саму сумму долга.

В водо- и теплоснабжении отключение вообще не применимо. Это приводит к тому, что управляющие организации сталкиваются с еще большими, чем сбыты, кассовыми разрывами. Единственное, что им остается, — перекрыть канализацию, но такое решение очень редко применяется на практике.

Напомним, что на рынке сбором платежей, как за жилищные, так и за коммунальные услуги занимаются управляющие компании. В платежке 60–80% — доля коммунальных платежей, еще 20–40% — жилищных. В итоге, чтобы закрыть все свои обязательства по «коммуналке» перед ресурсоснабжающими организациями, УК берет деньги из тех, что внесены в качестве оплаты жилищных услуг, — и это в лучшем случае. В худшем случае она берет в кредит. После расчета с РСО у УК остается менее 50% средств на выполнение своей непосредственной функции, заключающейся в обслуживании жилфонда, а если она взяла кредит, то еще часть средств жильцов, идет на выплату процентов.

В первую очередь от такой схемы страдают жильцы, своевременно заплатившие за оказанные услуги. Они производят оплату в установленные сроки, а услуг получают в лучшем случае на 50% от внесенных средств. Для управляющих организаций выход один — повышение тарифов для закрытия кассового разрыва. Однако этот путь рано или поздно приведет к банкротству.

По словам Николая Николаева, директора Центра независимого мониторинга исполнения указов президента ОНФ «Народная экспертиза», задолженность за жилищно-коммунальные услуги с 2006 года выросла троекратно, это уже 130 миллиардов рублей (по экспертным оценкам, 190 миллиардов рублей), причем увеличилась она прямо пропорционально росту стоимости услуг. Отчасти проблема в бедности населения, которое не справляется с ростом стоимости ЖКУ, отчасти — в возросшей финансовой грамотности. Средний потребительский кредит обходится гражданину в 30% годовых, а «прокредитоваться» за счет услуг ЖКХ стоит всего 8,5% — именно столько составляет пени за неуплату.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предложило поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, которые подразумевают рост пеней с 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас для целей начисления штрафов и пеней она составляет 8,25% годовых) в день до 1/170 ставки рефинансирования. Это значит, что должники обязаны будут выплачивать своим УК 17,7% годовых от неуплаченных сумм. Проценты должны начисляться с 91-го дня просрочки.

«Такие штрафы будут выплачиваться не только гражданами, но и всей цепочкой поставщиков коммунальных услуг, — объясняет Андрей Чибис. — Я считаю, что этот штраф должен быть сравним с банковским кредитом, ведь, по сути, неуплата есть кредит неплательщику».

Часть УК вообще остается в «серой» плоскости, а те, кто действительно работает «вбелую», не имеют рычагов давления на неплательщиков: отключить многоквартирный дом от тепла или воды невозможно. Собирать платежи — дело долгое и затратное, для которого требуется огромный штат дополнительного персонала. Кроме того, собранные деньги вместе с пенями все равно уйдут РСО.

Страдают в такой ситуации все: добросовестные плательщики (которых большинство) не получают полного объема услуг, УК не имеют средств и возможности системно развивать свой бизнес, РСО страдают от кассовых разрывов. Кроме того, недобор средств одного периода включают в тариф на следующий период, и в итоге добросовестные плательщики начинают оплачивать услуги за недобросовестных соседей.

Выгоду же получают должники (после банкротства УК их долги списываются) и, конечно, некоторые УК — они могут выводить деньги из отрасли и, во всем обвиняя жильцов и недобросовестные РСО, оказывать некачественные услуги, ссылаясь на нехватку денег.

В начале весны Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предложило перевести взаимоотношения жителей и ресурсоснабжающие организации на форму прямых договоров. Вопрос этот неоднозначен, хотя многие РСО выступают в поддержку такой идеи. Прямые договоры могут решить проблему недобросовестных управляющих организаций. РСО, в свою очередь получат возможность влиять на конечного получателя услуг. Таким образом, платежная дисциплина будет в их власти, и обвинять недобросовестные УК они не смогут.

Прямые договоры и рост платежной дисциплины – логичный способ хотя бы отчасти стабилизировать ситуацию в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Управляющие организации смогут спокойно управлять жилищным фондом, а коммунальщики – сосредоточится на модернизации инфраструктуры.

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

ГЧП

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да. Это единственный выход
Нет. Это нежелание государства искать другие варианты, без передачи имущества в частные руки
Думаю, надо несколько лет, чтобы правильно оценить успешность такой стратегии




-
Если Вам необходима консультация специалиста, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров городского хозяйства

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@citymanagers.ru

127051, г. Москва, пер. Сухаревский М., д.9, стр.1

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@citymanagers.ru 


Информационно-образовательный портал «УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ»
copyright 2018 citymanagers.ru