Профессиональное сообщество руководителей и специалистов организаций городского хозяйства

Глобальная цифровизация ЖКХ должна проходить по стандартам

Эксперты выразили свое мнение относительно перехода жилищно-коммунальной сферы в цифровое пространство: чем это может быть полезно и как предотвратить вероятные риски.

09.07.20

 

Жилищно-коммунальная отрасль постепенно начинает переходить в цифровой формат. Проект Постановления Правительства РФ о новых правилах для управляющих организаций подразумевает комплексную цифровизацию отрасли ЖКХ. При этом документация на жилые дома будет аккумулироваться Министерством строительства и ЖКХ в единой электронной базе.

Согласно проекту Постановления Правительства «Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах» техническая документация на строительство и реконструкцию многоквартирного дома, ключи от помещений общего имущества собственников и электронные коды доступа к оборудованию должны быть переданы не только на бумажном носителе, но и на электронном. Кроме того, копии этих документов должны появиться в Государственной информационной системе ЖКХ и обновляться по мере необходимости.

Независимый эксперт в сфере ЖКХ Павел Дмитриевич Склянчук считает, что благодаря цифровизации, технологический процесс будет оптимизирован, что позволит грамотно планировать работы по замене коммунальных сетей, обеспечить более тщательный контроль со стороны государства, а также снизить издержки предприятий. В качестве платформы можно использовать ГИС ЖКХ, которая, по мнению эксперта, в будущем может быть интегрирована с платежной системой, а также стать электронной картотекой всего жилфонда страны.

Татьяна Павловна Вепрецкая, Директор ассоциации «Национальный жилищный конгресс», комментируя вопрос перехода отрасли ЖКХ на цифровые платформы, пояснила, что электронный формат работы с документацией существенно упростит работу управляющим организациям. В первую очередь речь идет о повышении качества предоставляемых услуг, в частности, за счет оперативного реагирования на аварийные ситуации и проведение ремонтных работ.

Член Центрального штаба ОНФ, Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Александрович Плуготаренко считает, что работа участников рынка ЖКХ в онлайн-пространстве повысит прозрачность отрасли и снизит коррупционные риски. Внушительный объем информации, будучи оцифрованным, позволит сделать многие сведения публичными. Это может привести к появлению новых интересных и полезных сервисов, которые улучшат качество жизни граждан.

Однако при этом возникает угроза утечки информации. По словам Елены Анатольевны Бочеровой, Директора компании «Акронис Инфозащита» грамотное хранение и эффективная защита данных должны предотвратить нецелевое использование и распространение электронной информации. К тому же, практика хранения документов на бумажных носителях тоже не всегда могла быть достаточно надежной. По словам эксперта, современные технологии киберзащиты способны обеспечить сохранность, доступность, приватность, безопасность и аутентичность, то есть неизменность хранимой информации, если заблаговременно озаботиться соответствующим программным обеспечением для электронных платформ.

Не исключено, что в ближайшее время в стране появится стандарт оказания цифровых услуг гражданам со стороны управляющих организаций. Специалисты компании «ПИК-Комфорт» считают, что стандартизация электронных сервисов позволит упорядочить и систематизировать многие процессы и не допустить хаоса на рынке ЖКХ

В стандарт могут войти услуги, которые управляющие организации предоставляют в цифровом формате. К ним относятся прием и регистрация заявок на проведение работ в ЖКХ, сообщения о неисправностях и консультации со специалистами. Цифровые коммуникационные каналы связи между жильцами и УО — это то, что обязательно должно быть прописано в единых стандартах, отметили в «ПИК-Комфорте». Кроме того, в онлайн-формате можно будет проводить общие собрания собственников, соответственно, данную возможность также стоит зарегламентировать.

На сегодняшний день программные продукты используют уже многие управляющие организации, но единых технических требований к ним по-прежнему не предъявляется. Инвестиционный фонд VEB Ventures перечислил основной перечень пунктов, подлежащих стандартизации. Среди них: личный кабинет жителя, видеоконтроль, бесконтактный проход и проезд, заказ пропусков на автомобиль, умный паркинг, учет ресурсов, заявки в управляющую организацию, счета УО, диспетчеризация инфраструктуры.

В случае унификации требований к используемому ПО, оно может быть синхронизировано с ГИС ЖКХ. Эксперт IKS-Consulting Татьяна Александровна Толмачева считает, что для наиболее эффективной работы, можно было бы включить в действующий национальный стандарт по услугам ЖКХ и управлению МКД (ГОСТ Р 51617-2014) изменения в части оказания услуг с помощью информационных технологий.

При этом оцифровка документов и процессов должна проводиться поэтапно, когда у управляющих организаций будут появляться средства на внедрение новых технологий. Директивно вводить новые требования одновременно для всех УО было бы неправильно, подчеркнула Татьяна Павловна Вепрецкая.

 

Источник: Информационный портал "Управление ЖКХ"

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Достаточно ли высокая конкуренция в сфере ЖКХ?

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да, конкуренция слишком высокая
Нет, конкуренция очень слабая
Конкуренция на нужном уровне, изменения повлекут за собой проблемы для предприятий




-
Если Вам необходима консультация специалиста Ассоциации, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров городского хозяйства

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@citymanagers.ru

127051, г. Москва, пер. Сухаревский М., д.9, стр.1

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@citymanagers.ru 


copyright 2018 citymanagers.ru