Информационно-образовательный портал «УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ»

Профессиональное сообщество руководителей и специалистов сферы ЖКХ и городской инфраструктуры

Глобальная цифровизация ЖКХ должна проходить по стандартам

Эксперты выразили свое мнение относительно перехода жилищно-коммунальной сферы в цифровое пространство: чем это может быть полезно и как предотвратить вероятные риски.

09.07.20

 

Жилищно-коммунальная отрасль постепенно начинает переходить в цифровой формат. Проект Постановления Правительства РФ о новых правилах для управляющих организаций подразумевает комплексную цифровизацию отрасли ЖКХ. При этом документация на жилые дома будет аккумулироваться Министерством строительства и ЖКХ в единой электронной базе.

Согласно проекту Постановления Правительства «Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах» техническая документация на строительство и реконструкцию многоквартирного дома, ключи от помещений общего имущества собственников и электронные коды доступа к оборудованию должны быть переданы не только на бумажном носителе, но и на электронном. Кроме того, копии этих документов должны появиться в Государственной информационной системе ЖКХ и обновляться по мере необходимости.

Независимый эксперт в сфере ЖКХ Павел Дмитриевич Склянчук считает, что благодаря цифровизации, технологический процесс будет оптимизирован, что позволит грамотно планировать работы по замене коммунальных сетей, обеспечить более тщательный контроль со стороны государства, а также снизить издержки предприятий. В качестве платформы можно использовать ГИС ЖКХ, которая, по мнению эксперта, в будущем может быть интегрирована с платежной системой, а также стать электронной картотекой всего жилфонда страны.

Татьяна Павловна Вепрецкая, Директор ассоциации «Национальный жилищный конгресс», комментируя вопрос перехода отрасли ЖКХ на цифровые платформы, пояснила, что электронный формат работы с документацией существенно упростит работу управляющим организациям. В первую очередь речь идет о повышении качества предоставляемых услуг, в частности, за счет оперативного реагирования на аварийные ситуации и проведение ремонтных работ.

Член Центрального штаба ОНФ, Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Александрович Плуготаренко считает, что работа участников рынка ЖКХ в онлайн-пространстве повысит прозрачность отрасли и снизит коррупционные риски. Внушительный объем информации, будучи оцифрованным, позволит сделать многие сведения публичными. Это может привести к появлению новых интересных и полезных сервисов, которые улучшат качество жизни граждан.

Однако при этом возникает угроза утечки информации. По словам Елены Анатольевны Бочеровой, Директора компании «Акронис Инфозащита» грамотное хранение и эффективная защита данных должны предотвратить нецелевое использование и распространение электронной информации. К тому же, практика хранения документов на бумажных носителях тоже не всегда могла быть достаточно надежной. По словам эксперта, современные технологии киберзащиты способны обеспечить сохранность, доступность, приватность, безопасность и аутентичность, то есть неизменность хранимой информации, если заблаговременно озаботиться соответствующим программным обеспечением для электронных платформ.

Не исключено, что в ближайшее время в стране появится стандарт оказания цифровых услуг гражданам со стороны управляющих организаций. Специалисты компании «ПИК-Комфорт» считают, что стандартизация электронных сервисов позволит упорядочить и систематизировать многие процессы и не допустить хаоса на рынке ЖКХ

В стандарт могут войти услуги, которые управляющие организации предоставляют в цифровом формате. К ним относятся прием и регистрация заявок на проведение работ в ЖКХ, сообщения о неисправностях и консультации со специалистами. Цифровые коммуникационные каналы связи между жильцами и УО — это то, что обязательно должно быть прописано в единых стандартах, отметили в «ПИК-Комфорте». Кроме того, в онлайн-формате можно будет проводить общие собрания собственников, соответственно, данную возможность также стоит зарегламентировать.

На сегодняшний день программные продукты используют уже многие управляющие организации, но единых технических требований к ним по-прежнему не предъявляется. Инвестиционный фонд VEB Ventures перечислил основной перечень пунктов, подлежащих стандартизации. Среди них: личный кабинет жителя, видеоконтроль, бесконтактный проход и проезд, заказ пропусков на автомобиль, умный паркинг, учет ресурсов, заявки в управляющую организацию, счета УО, диспетчеризация инфраструктуры.

В случае унификации требований к используемому ПО, оно может быть синхронизировано с ГИС ЖКХ. Эксперт IKS-Consulting Татьяна Александровна Толмачева считает, что для наиболее эффективной работы, можно было бы включить в действующий национальный стандарт по услугам ЖКХ и управлению МКД (ГОСТ Р 51617-2014) изменения в части оказания услуг с помощью информационных технологий.

При этом оцифровка документов и процессов должна проводиться поэтапно, когда у управляющих организаций будут появляться средства на внедрение новых технологий. Директивно вводить новые требования одновременно для всех УО было бы неправильно, подчеркнула Татьяна Павловна Вепрецкая.

 

Источник: Информационный портал "Управление ЖКХ"

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Реестр экспертов

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
За. Комментарии от людей, далеких от профессиональной сферы, не всегда имеют смысл.
Против. Зачем выделять каких-то определенных экспертов и ставить их выше других.
Нейтрально. Ничего об этом не слышал/ больше беспокоят другие вопросы.