«К сожалению, мы до сих пор не можем определить место программы комплексного развития, где она находится и для чего она нужна. Тянут все в разные стороны. Все отраслевые лоббисты сделали свои законы отраслевые, но почему то в целом коммунальное хозяйство никуда не движется. Вот говорят: «Давайте давать государственные средства тем, кто разработал схемы, например, водоснабжения». Я приведу пример города Волгограда. Схема водоснабжения города Волгограда, если я не ошибаюсь, предполагает вложения в размере 70 млрд. руб. Она была принята депутатами, а когда мы делали программу комплексного развитии, то мы посчитали, что максимум, что жители Волгограда смогут позволить себе потратить на развитие системы – это 20 млрд. рублей. И вот город, честно говоря, полгода был в ступоре, не принимал у нас работу. Депутаты недоумевали, как же так. А получилось это потому, что все схемы фактор доступности оплаты гражданами вообще не учитывают. Поэтому, на мой взгляд, программа комплексного развития – это единственный документ, который защищает интересы потребителя, потому что мероприятия соответствуют уровню доступности оплаты гражданами.
Вот у меня возникает вопрос к федеральным чиновникам, почему бы не слить все документы вместе? У нас есть генеральный план муниципального образования. Есть программа комплексного развития (кстати, по инициативе Минстроя, ее «загнали» в градостроительный кодекс, а потом еще и обрезали). Но основой для инвестиций является схема. Вот если у вас, как в Волгограде, на 70 млрд. руб. схема, у вас и инвестпрограмма на соответствующий период должна быть на 70 млрд. руб. А программа комплексного развития вообще повисла теперь в воздухе, т.е. делать ничего не нужно. Вот все говорят про необходимость банк-агентов для оценки целевых показателей, которых должны быть достигнуты в результате инвестиций. Но комплексная программа – это и есть готовый инструмент, и банк-агент не нужен, потому что в этой программе (все это в правительственных документах) оценивается эффект каждого мероприятия. И никто программу не утвердит, пока у вас этого эффекта нет. Никому не важно, что вы проложите еще 500 км новых труб. Что вы в результате прокладки получите? Вы получите снижение аварийности, снижение потерь в три раза? Вот что всех интересует, а не то, что вы проложите 500 км.
На мой взгляд, кризис есть или его нет - разницы никакой. Я думаю, подавляющее большинство иностранных денег не привлекало. Другое дело, что наши банки где-то занимали эти деньги, они у них были. В принципе в нашей «кровеносной системе» всегда деньги есть, но их, к сожалению, тяжело получить. Инвесторы – это единственные люди, которые знают, с какой стороны зайти в банк (на хороший процент). В этой ситуации мы предлагаем либо сбить все документы в один, либо вообще не делать программу комплексного развития, потому что получаются региональные программы развития, программы комплексного развития, схемы, инвестпрограммы – и все это наслаивается и наслаивается.
В заключение хочу сказать, что я всегда критикую федеральных чиновников (имею на это право, наверное, в силу того, что я 30 лет в ЖКХ, а Андрею Владимировичу (Чибису – прим. ред.) всего 30 с чем-то лет). Сейчас позиция Минстроя – сделать для огромной страны в десяти часовых поясах единые правила, единые нормативы потребления, единые тарифы – все стремятся сделать единым. Я считаю, что это невозможно и неправильно».
Напомним, что вопросы развития отрасли коммунального хозяйства будут подробно рассматриваться на Всероссийском практическом семинаре «Реформа жилищного и коммунального хозяйства: тарифное регулирование отрасли», который пройдет в Москве 29 и 30 октября 2015 года.
Подробную информацию о программе мероприятия и условиях участие Вы можете найти на странице Всероссийского практического семинара «Реформа жилищного и коммунального хозяйства: тарифное регулирование отрасли» или у ответственного координатора по телефону:
8-905-574-97-84 - Губайдулин Ильяс.