Одной из мер по повышению эффективности ЖКХ стало подписание первого соглашения по пилотированию ГИС ЖКХ с двумя субъектами — Тульской и Ивановской областями, о котором сообщили на X Юбилейном всероссийском форуме руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства. В подписании приняли участие Минстрой РФ, Минкомсвязь, Почта России, выступившая оператором информационной системы, и субъекты РФ.
Смысл принятия закона о государственной информационной системе ЖКХ заключается в том, что теперь вместо разрозненных информационных ресурсов будет существовать один портал, на котором будет собрана вся информация в жилищно-коммунальной сфере. Причем не мертвый портал, подчеркивают законодатели, а, напротив, живой, работающий в режиме реального времени. Он должен придать ЖКХ то, чего сегодня катастрофически не хватает этой сфере – открытость и прозрачность для потребителя. Помимо этого, закон должен значительно упростить все процедуры в жилищно-коммунальном секторе.
Несмотря на то, что закон уже принят, он вступает в силу только через несколько лет, 1 января 2017 года. Это сделано специально, для того чтобы можно было отследить недочеты в системе, исправить ошибки, что-то поменять. Документ прошел обсуждение и в правительстве, и в Государственной Думе РФ, по мнению авторов, он значительно упростит жизнь в том числе и управляющим компаниям. Так, ГИС ЖКХ предполагается принцип однократности ввода информации, упрощение отчетности, уменьшение полей электронного паспорта.
При этом никто не предполагает, что те системы, которые уже созданы в регионах, будут упразднены – напротив, предполагается их интеграция по аналогии с сайтом госзаказа. Если же такой системы в субъекте еще нет, она будет предоставлена централизованно, задачи срочно разрабатывать ее самостоятельно перед регионом не стоит.
В ГИС ЖКХ заложен очень важный принцип — экономическая мотивация. Никаких контролеров, отслеживающих наполнение портала управляющими компаниями, не предполагается – при этом, если информации в системе нет, собственник получает право не платить за соответствующие услуги, пока она не появится. Стоит отметить, что услуги ЖКХ являются добровольными относительно участия в ней собственников: для граждан это право, а не обязанность.
Жильцы многоквартирных домов будут видеть в системе все данные о начислениях, рейтинги управляющих компаний, отзывы потребителей о них, и делать осознанный выбор. Кроме того, они смогу проводить собрания собственников и голосование в электронной форме, при необходимости – пользоваться услугой электронного обжалования.
Регионы-пилоты были выбраны неслучайно: в Тульской области подобная система уже существует, в Ивановской – нет. Таким образом, в результате пилотного проекта удастся отработать разные ситуации, которые впоследствии будут отмасштабированы по всей территории страны. До 1 июля этого года соглашение по пилотированию будет заключено со всеми остальными регионами.