Профессиональное сообщество руководителей и специалистов организаций городского хозяйства

ФАС и ФСТ объединятся

Милые бранятся

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на встрече с Владимиром Путиным предложил включить Федеральную службу по тарифам в состав Федеральной антимонопольной службы.

16.07.15

 

Дмитрий Медведев выступил с предложением включить ФСТ в состав ФАС с целью оптимизации структуры правительства. 

«Речь идет об оптимизации количества органов, которые исполняют близкие функции. К числу таковых относятся антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам», — пояснил премьер-министр в ходе встречи с Владимиром Путиным.

Следствием такой реструктуризации для естественных монополий станет усложнение лоббирования роста тарифов на газ, электроэнергию, перевозки. В то же время, у Федеральной антимонопольной службы появится возможность как создавать правила игры, так и контролировать их исполнение самостоятельно.

 «ФАС имеет очень высокий авторитет, даже мировой авторитет», — сказал Медведев и добавил, что служба по тарифам уже входила в состав ФАС ранее, а само антимонопольное ведомство работает успешно.

Руководителем новой структуры предположительно станет сегодняшний глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

ФСТ - федеральный орган, задачей которого является регуляция деятельности естественных монополий. Служба занимается государственным регулированием тарифов в сфере электроэнергетики, в нефтегазовом комплексе, а также на железнодорожном и ином транспорте. Кроме того, в полномочия ФСТ входит контроль стоимости услуг в портах, аэропортах, транспортных терминалах, а также услуг почтовой связи.

Что касается функционала Федеральной антимонопольной службы, то он гораздо шире и включает в себя 12 основных направлений в сфере создания конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Помимо этого ФАС контролирует соблюдение законодательства , касающегося контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также регулирует осуществление иностранных инвестиций в Российской Федерации.

ФСТ и ФАС были созданы 25 лет назад, с 2004 года Федеральную службу по тарифам возглавляет Сергей Новиков, главой антимонопольного органа является Игорь Артемьев.

Поскольку функционал обоих ведомств частично пересекается, например, в части надзора за деятельностью естественных монополий или недискриминационного доступа к энергосетям, ведомства пребывают в состоянии перманентной борьбы за раздел сфер влияния.

В 2013 году ФСТ попыталась лишить ФАС полномочия регулировать естественные монополии. Служба по тарифам подготовила поправки к закону о естественных монополиях, которые отбирали у ФАС функцию контроля сделок в этой сфере. Однако правительство идею не поддержало.

Расширить свои полномочия в сфере регулирования естественных монополий высказывало желание и Министерство экономического развития РФ. Министр Алексей Улюкаев придерживался убеждения о необходимости создания единого регулирующего органа. Однако он поддерживал совершенно другой формат реструктуризации.

«В этом случае регуляторные функции в отношении инфраструктурных отраслей могут быть выведены из-под компетенции отраслевых министерств и соответствующих служб (ФАС и ФСТ) и переданы вышеуказанному регулятору», — предлагал Улюкаев.

При этом он не предлагал упразднить, объединить или создать новые структуры в структуре правительства. Улюкаев считал возможным создание единого регулятора в форме комиссии, которая занималась бы согласованием деятельности естественных монополий.

«Это может быть комиссия, которая в большей степени согласовывает деятельность, в настоящее время рассогласованную довольно», — говорил Улюкаев.

По мнению министра, Минэкономразвития могло бы выступать нормоустанавливающей организацией, а ФСТ стала бы организацией нормоприменяющей. Впрочем, резко против создания такой надзирающей комиссии выступил бывший министр экономического развития, а ныне помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов.

«Это означает — забрать РЖД у Минтранса, «Газпром» у Минэнерго, подчинить их, видимо, я не знаю даже кому. Я не знаю, как они будут работать. Пока тенденция там обратная», — говорил он.

Идея создания мегарегулятора, предложенная сейчас Дмитрием Медведевым, впервые была высказана на заседании коллегии Федеральной антимонопольной службы в марте 2014 года первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Новый институт было предложено создавать по образцу регулятора финансовых рынков — Центробанка. Артемьев, конечно, тоже выступал за переподчинение ФСТ. Более того, он не единожды заявлял, что естественные монополии должны вести бизнес на общих основаниях и не нуждаются в специальном надзоре.

По мнению экспертов, целью объединения является сдерживание необоснованного роста тарифов,.

«Сейчас тарифы естественных монополий, а нередко и частных монополистов в регионах, не всегда обоснованы, формируются непрозрачно. Необходимо развернуть эту ситуацию к рынку, сделать тарифы более адекватными. Артемьев в этом смысле профессиональный боец», — высказывает свое мнение один из специалистов.

Кроме того, у ФСТ нет региональных представителей, а значит, она не может влиять на интересы бизнеса, который контролируют главы регионов. Что касается антимонопольной службы, то региональные ведомства у этого регулятора есть. Речь, впрочем, не идет о том, чтобы сравнять тарифы — необходимо учитывать специфику каждого региона, но сама тарифная политика, по мнению специалистов, должна быть унифицирована.

Слияние двух ведомств позволит сократить расходы бюджетных средств. Кроме того, решится долгоиграющая проблема дублирования полномочий ФАС и ФСТ, создающего неудобства для бизнеса.

В Федеральной антимонопольной службе предложение Медведева не комментируют.

«После создания регулятора лоббистам естественных монополий будет сложнее пробивать свои предложения в ФАС, у службы не такая репутация, как у отраслевых министерств, что-то протолкнуть «по понятиям» не получится», — сообщил источник в ведомстве.

Впрочем, есть у этой идеи и значительный минус - концентрация властных полномочий в одном ведомстве.

«Это противоречит административной реформе, которую ранее провело правительство. Совмещение регулирования и надзора в принципе недопустимо», — говорит Юлия Тормагова, руководитель коммерческой группы юридической компании Vegas Lex.

-
Если Вам необходима консультация специалиста Ассоциации, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров городского хозяйства

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@citymanagers.ru

127051, г. Москва, пер. Сухаревский М., д.9, стр.1

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@citymanagers.ru 


copyright 2018 citymanagers.ru