Информационно-образовательный портал «УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ»

Профессиональное сообщество руководителей и специалистов сферы ЖКХ и городской инфраструктуры

Нововведения в ЖКХ должны кардинально улучшить ситуацию

Зампредседателя правительства области - начальник департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области Николай Калашников поделился своим мнением по этому вопросу.

06.02.15

В новый год «коммуналка» вступила со старыми проблемами. Но, кажется, забрезжил свет в конце тоннеля. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ ввело и ещё намерено ввести ряд новшеств, которые должны ограничить рост коммунальных платежей и самоуправство управляющих компаний. При этом важно, что использован реальный опыт ряда регионов, в том числе и Белгородской области. О том, какие грядут перемены, в интервью «Белгородским известиям» рассказал заместитель председателя правительства области – начальник департамента строительства, транспорта и ЖКХ области Николай Калашников.

– Вот получил квитанцию на оплату коммунальных услуг за январь и обрадовался: увеличился только платёж за капитальный ремонт. Николай Васильевич, неужели «коммуналка» больше не будет расти? 

– Плата за коммунальные услуги расти будет, а вот её непредсказуемость закончилась. В России введены жёсткие ограничения роста совокупного платежа: он теперь не должен превышать уровень инфляции. В соответствии с этим требованием в каждом регионе должен быть утверждён индекс платежа на три года. В нашей области Постановлением губернатора от 01.12.2014 года № 97 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в разрезе муниципальных образований на 2015-2018 годы. В среднем по области в 2015 году указанные изменения не превышают 8,4%.

– Между тем коммунальные предприятия жалуются на нехватку денег для обновления своей материальной базы. В настоящее время, к примеру, 70% водоканалов в России убыточны. Существуют проблемы с водоснабжением и в нашей области. Как их решать, если установлен жёсткий предел стоимости услуг «коммуналки»?

– Предел в размере инфляции установлен для совокупного платежа за все коммунальные услуги. Однако если в конкретном муниципалитете есть объективная необходимость превысить допустимый уровень – например, для строительства нового водопровода, то это допустимо. В Борисовском районе, например, решением муниципального совета принят предельный индекс в размере 15,6%. Рост тарифов на водоотведение обусловлен введением в эксплуатацию новых очистных сооружений, что позволит сократить потери и неучтённые расходы стоков до 10%, исключить ветхие сети и довести износ канализационного хозяйства до нормативных 25%. Всё это предусмотрено программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского поселения «Посёлок Борисовка».

– А не повторится ли, как это не раз бывало, что дополнительные деньги будут «проедены» коммунальщиками и они снова начнут уповать на дополнительное повышение своих тарифов? Как теперь с этим?

– Теперь не просто регулируется тариф, а коммунальным предприятиям области устанавливаются показатели надёжности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. Каждое предприятие (вне зависимости от формы собственности) должно достичь чётких целевых параметров: сократить количество аварий, обеспечить качественную питьевую воду, повысить энергоэффективность, сократить потери. Эти показатели применяются для контроля за исполнением обязательств предприятий по реализации инвестиционных и производственных программ, учитываются с целью регулирования тарифов. А потребителю услуг достижение этих показателей гарантирует качественную питьевую и горячую воду, надёжность и бесперебойность водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

– Эти показатели носят рекомендательный характер или обязательны к исполнению? И что грозит коммунальному предприятию в случае их срыва?

– С нынешнего года, если конкретная компания не достигает целевых показателей, то к ней будут применяться достаточно жёсткие финансовые санкции. Кроме того, работающие в сфере коммунального хозяйства неэффективные государственные и муниципальные унитарные предприятия до 2016 года будут выставлены на конкурсную комиссию. Неэффективными признаются те унитарные предприятия, которые оказывают услуги, не соответствующие стандартам качества, или несут убытки в течение трёх лет.

В нашей области уже проведена оценка эффективности управления государственными и муниципальными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере ЖКХ. Из 40 предприятий, подлежащих оценке, условно эффективное управление выявлено на 5 предприятиях, достаточно эффективное – на 19 и эффективное управление – на 16 предприятиях области.

Частные компании, осуществляющие управление многоквартирными домами, а также оказывающие услуги и выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества, оценке эффективности не подлежат. Однако все они пройдут процедуру лицензирования. В нашей области лицензионная комиссия, сформированная из 15 представителей органов государственной власти, Совета муниципальных образований и общественных организаций, на своём первом заседании утвердила график проведения квалификационных экзаменов руководителей управляющих компаний. Окончательный срок для проведения таких экзаменов – февраль 2015 года.

– А что конкретно это лицензирование даст жильцам многоквартирных домов?

– Если коротко – возможность получать качественные услуги при содержании и управлении жилищным фондом, сменить управляющую компанию, если она не устраивает жильцов, то есть провести «чистку» жилищного рынка от недобросовестных участников. Два подтверждённых судом административных взыскания компании – и она теряет право управлять конкретным домом. А если она теряет 15% домов, то теряет лицензию, а её руководитель попадает в чёрный список и на три года лишается права заниматься этим видом деятельности. Процедура лишения лицензий за низкое качество работы будет прозрачной. Больше никаких дискуссий: два штрафа – и нет такой компании в доме.

– Хочу вернуться к тарифам, которые можно повышать с целью инвестирования денег в конкретные проекты. Ведь коммунальщики могут искусственно завысить расценки на выполнение работ – единых-то расценок нет…

– Тут вы ошибаетесь. Ещё в 2003 году в нашей области разработаны и утверждены Территориальные единичные расценки для определения стоимости строительства. Этот документ предназначен для определения стоимости выполнения работ по монтажу строительных стальных и алюминиевых конструкций производственных, гражданских зданий и сооружений различного назначения, составления смет, а также для расчётов за выполненные работы. А при реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов с целью единого подхода к расчёту сметной стоимости объектов применяются Территориальные сметные нормативы, утверждённые постановлением правительства области в 2010 году. В декабре прошлого года установлен размер предельной стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, которые финансируются исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт в 2015 году.

Кстати, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России составляет справочник наиболее эффективных технологий ЖХК, чтобы все регионы ориентировались на апробированные практики. Наши наработки по территориальным нормативам тоже найдут отражение в этом справочнике.

– Николай Васильевич, вы упомянули капитальный ремонт. Расскажите, что сделано в прошлом году и на что могут рассчитывать жильцы старых многоквартирных домов в году нынешнем?

– На финансирование капитального ремонта в 2014 году было предусмотрено 731,2 млн рублей, в том числе средства ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» – 75,9 млн, средства областного бюджета – 134,6 млн и средства собственников – 520,7 млн рублей (или 71,2%). На эти деньги в 19 муниципальных образованиях отремонтированы 106 многоквартирных домов общей площадью 263,3 тысячи кв. метров и таким образом улучшены условия проживания 10050 граждан. Собственники жилья, принимавшие все виды работ, дали им положительную оценку. Планом реализации программы капитального ремонта в 2015 году предусмотрен ремонт 202 многоквартирных домов с объёмом финансирования около 1,6 млрд рублей.

– Слышал, что в нынешнем году к тем, у кого в квартире нет счётчика воды, будут применяться особые тарифы. Это так?

– Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» определено, что начиная с 1 января 2015 года вступило в силу положение о повышающих коэффициентах. Это значит, что с 1 января для жильцов, не имеющих в квартире или доме прибора учёта воды, норматив потребления на воду будет расти на 10% в полугодие. Повышающие коэффициенты будут применяться поэтапно: с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. – 1,1; с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. – 1,2; с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. – 1,4; с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. – 1,5; с 2017 года – 1,6. Жильцы не обязаны ставить индивидуальные приборы учёта только в том случае, если дом признан аварийным или когда нет технической возможности их поставить. Средства, полученные от разницы при расчёте размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, планируется направлять на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Считаю, что это делается на благо добросовестным жильцам, – каждый должен платить только за тот ресурс, который потребляет. Установка индивидуального прибора учёта воды, например, в Белгороде стоит 862 рубля, стоимость самого прибора от 300 до 500 рублей – она зависит от желания потребителя по выбору модели и её технических характеристик. Первичное опломбирование прибора учёта производится бесплатно. В среднем при установке индивидуальных приборов учёта жители нашей области экономят до 30% потребления ресурса от установленных нормативов.

– Недавно в одной из федеральных газет заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис рассказал о нововведениях в сфере ЖКХ, которые министерство планирует разработать в ближайшее время. Но, беседуя с вами, ловлю себя на мысли, что многое из планируемого уже применяется на территории Белгородской области…

– Некоторые проблемы ЖКХ мы решаем ещё до того, как ими занялись на федеральном уровне. И наш опыт бывает полезным для принятия решений в масштабах всей страны. В частности, Белгородская область направила ряд предложений по урегулированию отношений в сфере обращения с отходами, создания нормативно-правовой базы и экономического стимулирования участников процесса. И в декабре 2014 года Государственной Думой такие поправки внесены в Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства России был разработан Модельный комплекс мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства в субъектах Российской Федерации и рекомендован субъектам к утверждению. В нашей области уже выполнен ряд мероприятий по вопросам оценки эффективности предприятий, реализации подпрограммы «Чистая вода», по созданию и обеспечению деятельности общественных советов по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, обеспечено функционирование региональной системы капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого фонда.

Кстати, взять капитальный ремонт многоквартирных домов. Ещё начиная с 2004 года в нашей области начали приниматься программы капитального ремонта жилищного фонда. Ежегодно по капитальному ремонту осваивалось порядка 170 млн рублей, а по переселению жителей из ветхого и аварийного жилья – около 40 млн рублей. С появлением государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в нашей области успешно реализовывалась адресная программа капитального ремонта многоквартирных домов. При финансовой поддержке этого фонда за период с 2008 по 2013 годы областью освоено средств на сумму 3 млрд 797 млн рублей, отремонтировано 1635 многоквартирных домов общей площадью 4 млн 750 тысяч кв. метров. Условия проживания улучшили более 222 тысяч человек.

В декабре 2012 года в Жилищный кодекс России был добавлен целый раздел, который обязал субъекты РФ создать эффективный механизм сбора денег на капитальный ремонт путём вовлечения в его финансирование собственников помещений многоквартирных домов. А в нашей области ещё до этих изменений в Жилищном кодексе собственники помещений 112 многоквартирных домов приняли решение об установлении добровольной ежемесячной платы на капитальный ремонт в размере 5,5 руб. на 1 кв. метр и отчисляли средства на специальные счета управляющих компаний, которые были направлены на капитальный ремонт этих домов в 2013 году. А 25 июня 2012 года была создана некоммерческая организация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области».

24 января 2013 года областная Дума приняла закон «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Белгородской области». Законом утверждён перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме – это в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также дополнительно предусмотрена частичная реконструкция многоквартирных домов и устройство пандусов для перемещения инвалидных колясок. В том же году 18 марта региональный фонд был наделён функциями регионального оператора, а 19 августа 2013 года правительство области утвердило региональную программу капитального ремонта и установило минимальный размер взноса на капитальный ремонт в месяц в расчёте на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, механизм проведения капитального ремонта одним из первых был запущен на территории Белгородской области, поскольку наша область максимально готова к работе в новых условиях.

Текст - Евгений Филиппов

Фото- Вадима Заблоцкого

 

С сайта belpressa.ru

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Концессия

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
отличный вариант модернизации объектов ЖКХ
неминуемый рост тарифов ради прибыли концессионера
не имеем опыт взаимодействия с концессионерами




-
Если Вам необходима консультация специалиста, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров городского хозяйства

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@citymanagers.ru

127051, г. Москва, пер. Сухаревский М., д.9, стр.1

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@citymanagers.ru 

  

Информационно-образовательный портал «УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ»
copyright 2018 citymanagers.ru