Информационно-образовательный портал «УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ»

Профессиональное сообщество руководителей и специалистов сферы ЖКХ и городской инфраструктуры

Вячеслав Кравченко

Минэнерго вступает в борьбу с неплательщиками

Министерство энергетики Российской Федерации разработало закон, призванный урегулировать ситуацию с должниками за электроэнергию, тепло и газ. Долг составляет 800 млрд. рублей.

09.06.15

 

О том, каковы были предпосылки к введению такого закона, рассказал замминистра энергетики Вячеслав Кравченко.

В последнее время мы отмечаем резкий рост неплатежей в топливно-энергетической отрасли. Не платят, в том числе, и из-за пробелов в законодательстве. У нас сумма долга по стране за потребляемые ресурсы: воду, тепло, газ, электроэнергию — по самым скромным оценкам, превышает 800 млрд. рублей. Сумма долга только за электроэнергию свыше 200 млрд. рублей, что сопоставимо с инвестиционной программой всего сетевого комплекса за год, за газ — превышает 160 млрд. рублей. За тепло — как минимум порядка четырехсот миллиардов рублей. Это я называю достаточно оптимистичные цифры. Плюс есть еще так называемые сопутствующие долги: на оптовом рынке — около 50 млрд. рублей, задолженность перед сетевыми компаниями — порядка 100 млрд. рублей. Прибавим к этому несколько десятков миллиардов рублей долгов за воду — эту цифру называют коллеги-коммунальщики, — и становится очевидным, что решение проблемы требует безотлагательных мер.

Законопроект, подготовленный Минэнерго России, в первую очередь направлен на потребителей — юридических лиц, которые злоупотребляют своим положением. Дело в том, что у нас есть определенные категории потребителей, выполняющих специальные функции, которых нельзя ограничить либо в силу закона, либо в силу их технологических особенностей. Также к этой категории относятся потребители, которые связаны с выполнением государственных функций, например, Министерство обороны, органы правопорядка. Мы не можем ограничивать подачу ресурсов в исправительно-трудовые учреждения, отдельные предприятия, приостановка деятельности которых может обернуться серьезными последствиями, например, для экологии.

Пользуясь своим особым статусом, подобного рода потребители стали накапливать огромные долги. Например, в Волгограде есть предприятие, которое три года совсем не платило за ресурсы и накопило задолженность свыше 10 млрд. рублей. И закон в первую очередь направлен на подобного рода неплательщиков.

Также мы столкнулись с ситуацией, когда собственники отдельных предприятий, таких как системы теплоснабжения, водоканалы, сдают вверенные им объекты в аренду сроком до одного года. Арендаторы накапливают долги за потребляемые ресурсы, которые «переходят в наследство» ресурсоснабжающей организации. Затем это имущество передается в аренду уже новому предприятию, и такие цепочки могут продолжаться до бесконечности. Привожу пример: водоканал в городе Кизел в Пермской области, 35 тысяч населения. Имущество водоканала, таким образом, переходило из рук в руки 11 раз, долг достиг 220 миллионов рублей. Примечательно, что все это время руководители и учредители этого предприятия почти не менялись: фамилии одни и те же.

Таких примеров по стране — тысячи, и чаще всего отдают свои объекты подобного рода фирмам муниципальные предприятия. Как только накапливается какая-то сумма долга, с предприятием расторгается договор, а в результате мы имеем колоссальные неплатежи. Причем предусмотренные законом пени за просрочку не являются действенной мерой. Сегодня ставка по кредиту варьируется от 20% до 28%, а неустойка за несвоевременную оплату в два с половиной раза меньше. Поэтому недобросовестные потребители фактически кредитуются за счет ресурсоснабжающих организаций.

Наша основная цель — помешать накапливать задолженность так называемым неотключаемым предприятиям. Вторая задача — поставить барьер на пути подобного рода схем по передаче имущества в аренду. И третье — внедрить механизм, который обязывал бы потребителей ресурсов своевременно платить по счетам.

Каким образом это реализовать? Для «неотключаемых» потребителей мы предлагаем ввести институты обеспечения исполнения обязательств. На практике это означает, что в случае неоплаты ресурсов в течение двух расчетных периодов подобного рода организации — мы должны зафиксировать, что они являются неотключаемыми, решения о внесении в соответствующий список принимаются на уровне соответствующего субъекта Федерации, — будут обязаны представить обеспечение. В первую очередь мы предполагаем, что они будут обязаны представить финансовую гарантию. Если у ресурсоснабжающей организации нет возможности их получить, то может быть представлен другой вид обеспечения, предусмотренный действующим законодательством: залог, страховка, поручительство и т.д. Если же подобного рода обязательство не будет представлено, то на руководителя компании или на юридическое лицо может быть наложено административное взыскание. Вместе с тем хочу подчеркнуть, что о полной остановке предприятия речи не идет.

Что касается мошеннических схем при передаче имущества в аренду, мы предлагаем в случае, если предприятие допускало подобного рода неплатежи, последующая передача его имущества в аренду может происходить только при представлении новым арендатором финансовой гарантии на оплату ресурсов. Другими словами, на «пустышку» договор оформлен быть не может.

Аналогичные требования мы вносим в закон о концессионных соглашениях, чтобы платежи за энергоресурсы являлись одним из существенных условий заключения договора концессии.

Еще одна мера борьбы с неплатежами — увеличение размера пени для потребителей, у которых есть деньги, но они просто-напросто не желают своевременно платить.

 Для коммунальных предприятий, которые работают с населением, 1/170 на первый месяц просрочки. Если обязательства не исполняются в течение этого месяца, то все последующие месяцы начинает действовать 1/130. Для остальных юридических лиц 1/130 с первого дня просрочки.

Ставка для населения предусмотрена на уровне 1/130, которая применяется на все виды коммунальных услуг. Однако в законе есть одна оговорка: ставка применяется по истечении одного месяца неоплаты. Другими словами, предусмотрен льготный период, есть один месяц, чтобы оплатить счет без дополнительных штрафов.

В соответствии с действующим законодательством, если потребитель заплатил неустойку за несвоевременную плату, она не включается в тарифы. Это жестко везде прописано. Если подобное произойдет — это будет нарушением закона.

Кстати, влияние неплатежей на тарифы — очень интересная тема. Ресурсоснабжающие организации, для того чтобы рассчитаться с другими поставщиками, вынуждены брать кредит, а проценты по кредитам включаются в тариф. Это мы с вами — вы, я — платим за то, что какой-то потребитель своевременно не платит за электроэнергию, газ, тепло, воду. Поэтому чем лучше мы платим, тем меньше возможностей к росту тарифа на эту составляющую.

Ситуация с долгами всегда была достаточно напряженной, но за последние 2–3 года уровень злоупотреблений уже превысил все разумные пределы.

Не исключено, что предлагаемые меры кому-то могут показаться достаточно жесткими, но цифры, которые я называл ранее, — сотни миллиардов рублей — не оставляют иллюзий. Тем более что ТЭК является основой нашей экономики. Энергия — товар номер один. Не будет света, тепла, воды, газа — экономика встанет, жизнь остановится. И, на мой взгляд, ТЭК, ресурсоснабжающие организации уже не могут оставаться коровой, которую мало кормят и много доят.

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Реагенты

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да, от них больше вреда, чем пользы
Нет. Как тогда убирать лед с улиц?
Затрудняюсь ответить




-
Если Вам необходима консультация специалиста, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров городского хозяйства

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@citymanagers.ru

127051, г. Москва, пер. Сухаревский М., д.9, стр.1

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@citymanagers.ru 

  

Информационно-образовательный портал «УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ»
copyright 2018 citymanagers.ru