Профессиональное сообщество руководителей и специалистов организаций городского хозяйства

В лицензировании выявили нарушения закона

Лицензирование прошло с нарушениями

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации признало, что процесс лицензирования управляющих компаний прошел с нарушениями закона.

26.05.15

 

Действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны были получить бессрочную лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. С 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ). Вновь создаваемые управляющие компании также должны будут пройти процедуру лицензирования. Данная мера призвана обеспечить гарантию качества услуг организаций, занимающихся на профессиональной основе управлением многоквартирными домами. Необходимым условием получения лицензии является наличие у должностного лица управляющей компании квалификационного аттестата – он выдается после сдачи специального квалификационного экзамена (ст. 202 Жилищного кодекса РФ). Затем соискатель должен подать заявление и прилагаемые к нему документы в орган государственного жилищного надзора, который на их основе обязан подготовить для лицензионной комиссии мотивированное предложение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (ч. 1 ст. 194 Жилищного кодекса РФ). Лицензионная комиссия создается субъектом федерации специально для целей лицензирования (ч. 1 ст. 201 Жилищного кодекса РФ).

Официальная информация о количестве организаций, подавших заявления на получение лицензий, и тех, кто такие лицензии получил, еще не обнародована на федеральном уровне. Но результаты, представленные отдельными регионами, показывают, что процесс лицензирования действующих УК был тяжелым и неравномерным. По словам первого заместителя председателя Комитета Государственной думы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева на заседании ОП РФ, первые результаты лицензирования управляющих организаций восторгов не вызывают. Ее данные показывают, что к середине апреля решение о выдаче лицензий было принято в отношении около 25% управляющих организаций, подавших заявки, а к 1 мая – в отношении всех организаций, заявивших о желании получить лицензию.

«Значит, в последние две недели лицензии выдавались «револьверным» способом. По нашим подсчетам, в некоторых субъектах на выдачу лицензии отводилось 40 секунд! Эта ситуация вызывает озабоченность. Почему лицензионные комиссии начали работать столь поздно и столь неэффективно?» – высказала свое возмущение Николаева.

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис подчеркнул, что в вопросе получения лицензий и сами управляющие организации тянули до последнего: «В нашей стране уже сложилась традиция, по которой любой срок, установленный законодателем, будет продлен. Поэтому вплоть до начала 2015 года большинство руководителей были уверены, что срок на получение управляющими компаниями лицензий будет установлен гораздо позднее 1 мая. И только когда стало очевидно, что он не будет переноситься, все засуетились».

Помимо этого, эксперты отметили тот факт, что сроки формирования реестров информации, содержащих сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, не были соблюдены. Это касается и сводного федерального реестра лицензий, и реестра дисквалифицированных лиц, и реестра лицензий субъектов федерации (ст. 195 Жилищного кодекса РФ) – большинство из них все еще находятся в процессе разработки. Первые два реестра должно ввести Министерство строительства и ЖКХ РФ, а реестр лицензий субъекта федерации – орган государственного жилищного надзора субъекта федерации. При этом с 1 мая ведение всех трех реестров должно осуществляться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, которая только начала формироваться.

Глава регионального Центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области Татьяна Головачева считает, что часть управляющих организаций умышленно «провалила» лицензирование. Она также отметила, что одной из самых распространенных причин отказа в получении лицензии было несоблюдение требований о раскрытии информации. Напомним, что лицензиат обязан обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях его финансово-хозяйственной деятельности и иных данных путем опубликования ее в Интернете или печатных СМИ, размещения на информационных стендах в помещении управляющей организации и предоставления на основании запросов (п. 6 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ, п. 5 Стандартараскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами).

«Я считаю, что часть компаний изначально была готова к уходу с рынка, поэтому и не стала раскрывать информацию о своей деятельности. Потому что иначе объяснить несоблюдение этого требования тяжело – с технической точки зрения разместить информацию о своей деятельности на официальном сайте может каждая организация», – отмечает Головачева.

В тенденцию перерос и добровольный отказ компаний от управления ветхими, аварийными и малоквартирными домами. По данным, представленным Еленой Николаевой, с 1 января по 30 апреля 2015 года управляющие компании добровольно отказались от управления 42 326 домов, что составило 8% жилого многоквартирного фонда России.

«Эту проблему мы обязаны решить, – заявила исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. – Есть несколько путей: предоставление дотаций из муниципального бюджета тем компаниям, которые управляют "невыгодными" домами, или снижение лицензионных требований. Однако и тот, и другой пути мне не нравятся: в местных бюджетах денег нет, а все граждане имеют право на одинаковые условиях обслуживания. Для меня ситуация тупиковая».

Директор СРО «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая пожаловалась на работу государственных жилищных инспекций. «С момента получения управляющими организациями лицензий жилищные инспекции осуществляют в отношении таких организаций лицензионный контроль (ч. 3 ст. 192 Жилищного кодекса РФ). Мы наблюдаем картину, когда государственные жилищные инспекции даже после получения предпринимателями лицензий продолжают присылать им уведомления о проведении проверок в рамках государственного жилищного надзора, а не лицензионного контроля, что неверно».

Несмотря на выявленные нарушения при лицензировании управляющих компаний, Андрей Чибис в целом положительно оценил проделанную работу. «То, что в очень сжатый период провели процедуру лицензирования немалого количества управляющих организаций, – дорогого стоит. А сейчас перед нами стоит общая задача – донастроить механизмы лицензирования», – заключил он.

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Реагенты

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да, от них больше вреда, чем пользы
Нет. Как тогда убирать лед с улиц?
Затрудняюсь ответить




-
Если Вам необходима консультация специалиста Ассоциации, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров городского хозяйства

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@citymanagers.ru

127051, г. Москва, пер. Сухаревский М., д.9, стр.1

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@citymanagers.ru 


copyright 2018 citymanagers.ru