Дело в том, что в Московской области, как и в некоторых других субъектах, есть разделение между Жилищной инспекцией, т.е. проверкой поданных документов на соответствие лицензионным требованиям, и самой лицензионной комиссией. Жилищная инспекция участия в заседании инспекционной комиссии не принимает. Вернее, есть участие, но только в рамках совещательного голоса.
До начала лицензирования на территории Московской области осуществляли свою деятельность 785 управляющих компаний, в ведении которых находились 51649 многоквартирных домов. Напомню те лицензионные требования, которые выдвигаются нашим законодательством:
1. Наличие квалификационного аттестата.
2. Отсутствие непогашенных судимостей за преступления в сфере экономики, а также преступления средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие и т.д.
3. Отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц.
4. Соблюдение требований к раскрытию информации.
5. Работа управляющей компании осуществляется в интересах жителей.
Всего в Московской области подали заявки на прохождение квалификационного экзамена 1825 представителей управляющих компаний. Аттестатов было выдано 1497. Заявлений в Жилищную инспекцию о получении квалификационного аттестата после сдачи экзамена поступило 1610, при этом сдали экзамен успешно только 1514 человек.
Заявок на получение лицензии было зарегистрировано 1494. В требованиях нет ничего сложного, тем более был переход от 731-ФЗ к поправкам, внесенным 988-ФЗ, и часть норм там вообще не действовала, но при этом 166 заявлений было отклонено. В результате, 1025 заявлений на получение лицензии поступило от управляющих компаний. Решение о выдаче было принято по 913 заявлениям. Из этих 913 компаний только 566 выполнили пресекательную норму, подали заявление на получение лицензии до 1 апреля 2015 года.
После 1 апреля органы местного самоуправления совместно с собственниками должны были организовать общие собрания и выбрать управляющую компанию из уже лицензированных. После данного пресекательного срока, 347 компаниям была выдана так называемая «чистая лицензия», без реестра домов, и они активно включились в процесс организации общих собраний собственников. Ну и после 1 мая, второго пресекательного срока, органы местного самоуправления должны были приступить к объявлению конкурсов на выбор управляющих компаний для тех домов, которые остались без управления.
Обращаясь к проблематике вопроса лицензирования, хотелось бы сказать, что совершенно непонятно, почему лицензирование было принято именно в таком виде, именно с такими требованиями, которые в состоянии выполнить любая организация. Кроме того, непонятно, почему не было включено ни физическое, ни материальное обеспечение управляющих компаний для рассмотрения (трудовые и материальные ресурсы, ценности, собственность и т.д.). Есть ряд примеров по лицензионной деятельности в других отраслях, где четко совершенно прописаны критерии, которые необходимо соблюдать той или иной организации в той или иной сфере.
Мы точно также задавали и продолжаем задавать эти вопросы. Но, к сожалению, действующее законодательство не позволяет дать на них ответы. В связи с этим, возникает вопрос, не пора ли уже остановится в законотворчестве и подумать, посмотреть, оценить, к чему все это привело? Но на будущее хотелось бы сказать и пожелать: может быть, такие серьезные, глобальные изменения, которые несут те или иные законопроекты, обкатывать на меньшем числе организаций, т.е. на пилотных субъектах? Запросто можно было до начала этого лицензирования обкатать программу на трех-четырех субъектах и посмотреть, к чему это приведет. Хотя основную проблематику можно было бы выделить уже тогда.
Пробелы практически во всех законодательных актах, куда не посмотри. Например, вечный вопрос разницы в ценах на содержание и ремонт. Но ведь до сих пор нет самого порядка исчисления этой статьи. Нет ни у муниципалов, ни о кого-то еще. Им отдали 10 лет назад это дело на откуп, и они еще теми нормами, которые были установлены тогда Министерством ЖКХ, они просто эту цифру индексируют на сегодняшний день по своему желанию. Мы проводили анализ в конце прошлого - начале этого года, запросили экономический расчет данной статьи – ни одно муниципальное образование на территории, по крайней мере, Московской области более менее экономически взвешенное обоснование этой цифры не дало. Они на сегодняшний день пользуются цифрами, которые представляют им коммерсанты, а общей методики расчета на содержание и ремонт нет. Включать туда ОДН, не включать? Методику давайте сначала выработаем, а потом будем плясать дальше.