Ни для кого не секрет, что взносы на капремонт вызвали волну негодования. Контролирующие и надзорные органы были буквально «завалены» количеством жалоб о несогласии с предъявляемыми к оплате квитанциями. Простого россиянина несложно было понять – власти на всех каналах вещают о том, какие меры они предпринимают для борьбы с ростом тарифов ЖКХ, а простой человек получает все новые и новые квитанции на оплату этих тарифов.
Так откуда появились эти квитанции и насколько правомерно их выставление?
Вот уже несколько лет наше государство взяло курс на реформирование системы ЖКХ. Одним из глобальнейших нововведений стало появление региональных операторов капитального ремонта. Дело в том, что государство уже давно обеспокоено существованием аварийного жилого фонда. В любом городе нашей страны имеются дома, которые в силу возраста или иных причин находятся в плачевном состоянии. Управляющие компании занимаются такими домами нехотя, а то и вообще уклоняются от осуществления работ, потому что они не приносят прибыли. Муниципальные власти, как правило, не желают тратить бюджетные средства на восстановление таких домов. Региональный оператор должен был стать решением сложившейся проблемы – по логике законодателя в нем должны быть аккумулированы денежные средства жильцов на капитальный ремонт, которые в последующем должны быть перераспределены и направлены на проведение капитального ремонта тех домов, которые в этом больше всего нуждаются. Но на практике все оказалось не так просто.
Итак, как же работает сегодня система проведения капитального ремонта многоквартирных домов?
Согласно жилищному кодексу собственники жилья в многоквартирных домах обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт. При этом взносы могут храниться либо не специальном счете, либо на счете регионального оператора. Владельцем специального счета может быть ТСЖ, жилищный кооператив либо управляющая организация.
Когда ваши деньги хранятся на специальном счете, если собственниками на общем собрании принято решение о проведении капитального ремонта (например, собственники запланировали провести ремонт крыши), при наличии достаточного количества денежных средств для проведения запланированных работ, деньги просто списываются со специального счета для расчета за материалы и проведённые работы.
С региональным оператором дела обстоят гораздо сложнее. В связи с внесением новых изменений в Жилищный кодекс, все субъекты Российской Федерации обязаны принять региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов. Данной программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений капитального ремонта многоквартирных домов.
Если посмотреть на эту программу в реальной жизни, то можно увидеть очень объемный документ, представляющий собой перечень всех домов того или иного города с указанием времени предельных сроков проведения капитального ремонта.
Региональный оператор в своей деятельности руководствуется указной региональной программой, то есть проводит капитальный ремонт домов в те сроки и такой последовательности, которые указаны в региональной программе.
Как получилось на практике?
Необходимо начать с того, что до вступления поправок в Жилищный кодекс о формировании региональных операторов, собственникам жилых домов было предложено на общем собрании определить способ формирования средств на проведение капитального ремонта. И в первой редакции поправок в кодекс было указано, что специальный счет может формироваться только в домах, находящихся под управлением ТСЖ и кооперативов. А таких в России около 20 %. Дома же находящиеся под управлением управляющих организаций должны были начать оплачивать взносы региональному оператору. Поправка о том, что управляющие компании могут являться владельцами специальных счетов, появилась лишь позднее. Кроме того, люди зачастую не доверяющие управляющим компаниям, просто предпочли не принимать никаких решений о формировании фондов на проведение капитального ремонта.
К чему это привело?
К тому, что большинство домов перешло в вопросах формирования капитального ремонта под обслуживание региональными операторами, так как те дома, которые не определились с формированием фондов капитального ремонта, не провели общих собраний по данным вопросам, переходят под обслуживание региональным оператором.
После этого очень многие из нас получили квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт от регионального оператора, что и вызвало бурю негодования. Хотя во многом данная ситуация сложилась из-за пассивности российского человека, его нежелания принимать участие в жизни дома.
На сегодняшний день большинство собственников делают взносы на капитальный ремонт региональному оператору, небольшая часть собственников сформировала специальные счета, находящиеся под контролем ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний. В свою очередь, региональные операторы запланировали проведение капитальных ремонтов на 2030-е годы. Кроме того, из-за недоверия граждан к новой структуре собираемость средств у регионального оператора достаточно низкая, из-за чего уже сегодня представители операторов просят государственной и банковской поддержки для осуществления своих функций.
Таким образом, можно выявить большое количество минусов от новой формы формирования средств на капитальный ремонт:
1. Недостаточность средств, собираемых региональным оператором для осуществления своих функций – люди попросту не хотят платить.
2. Отсутствие у регионального оператора эффективных рычагов воздействия на неплательщиков. Если управляющие компании вправе отключать неплательщикам свет, развешивать объявления, не выдавать выписки с лицевых счетов, то региональный оператор такими полномочиями не наделен – он может взыскать сложившуюся задолженность только в судебном порядке;
3. Жесткая привязка в деятельности к региональной программе капитального ремонта, где капитальные ремонты запланированы на проведение в 2030е, 2040е годы, что вызывает недовольство граждан. Кроме того, никто не может спрогнозировать, что будет происходить в стране через 10, 15 лет, и сможет ли региональный оператор эффективно действовать все это время.
4. Отсутствие доверия со стороны граждан. Все чаще мы слышим возгласы, что «россиян обманули», «за что мы платим» и так далее.
Безусловно, есть у регионального оператора и свои плюсы:
1. Возможность проведения капитальных ремонтов в домах, которые остро в этом нуждаются. При старом законодательстве от таких домов просто отказывались управляющие компании, сбрасывая их как балласт. Теперь же у таких домов появился реальный шанс быть восстановленными.
2. Региональные власти в соответствии с Жилищным кодексом несут субсидиарную ответственность по обязательствам регионального оператора, что, безусловно, увеличивает шанс, что обязательства будут исполнены, дает гарантию гражданам.
Подводя итог, хотелось бы заметить, что управляющая компания, ТСЖ, ЖСК всегда лучше знает, какой дом больше нуждается в проведении ремонта, куда лучше направить денежные средства, делает это быстрее и эффективнее. Создав систему региональных операторов, государство попыталось решить наболевшие вопросы проведения ремонта многоквартирных домов, однако на практике создало несовершенный механизм, который нуждается в значительной законодательной доработке. Вместе с тем, при устранении большинства недостатков, система работы региональных операторов может значительно улучшить и оздоровить сферу ЖКХ. Хотелось бы верить, что власти продолжат вести работу в данном направлении.
Автор – Божич Андрей Александрович, помощник прокурора Хабаровского края по надзору в сфере ЖКХ