Профессиональное сообщество руководителей и специалистов организаций городского хозяйства

176-ФЗ вызывает много споров.

«Справедливое недовольство»

С принятием долгожданного 176-ФЗ облегчения не испытали ни управляющие организации, ни РСО. Почему документ вызывает столько споров, и каковы его главные недочеты?

11.08.15

 

9 июня 2015 года Госдумой России во втором и третьем чтении был наконец принят нашумевший законопроект № 500410-6, который 29 июня получил статус федерального закона. Принятия этого закона с нетерпением ждали управляющие организации, а РСО относились к нему с опаской. Впрочем, после принятия закона и у тех, и у других осталось много вопросов. Наиболее обсуждаемой частью 176-ФЗ стала та, в которой говорится о переходе общедомовых нужд из коммунальных услуг в жилищные. Напомним, что, согласно документу, с 1 апреля 2016 года плата на ОДН будет исключена из состава платы за коммунальные услуги. Вместо этого в составе платы за содержание жилого помещения предусматривается плата за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ. Размер такой платы будет определяться в соответствии с нормативами  потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов.

Замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис прокомментировал принятие закона следующим образом:

 «Органы государственной власти Российской Федерации должны обеспечивать баланс интересов и защиту интересов простых людей».

Однако, учитывая разгоревшиеся вокруг закона споры, о балансе интересов не может быть и речи. Вопрос с ОДН вызывал дискуссию даже у представителей органов власти еще при первом чтении законопроекта.

«Согласно закону у управляющих организаций появляется опция – возможность официально, легально выйти с инициативой на основании показаний приборов учёта для установления адекватного норматива», - пояснял тогда главный жилищный инспектор России.

О действующей схеме ОДН Чибис отзывался как о системе, которая «привела к абсолютной непрозрачности выставления так называемых расходов на общедомовые нужды и привела к справедливому недовольству населения».

По словам замминистра, схема устраивает поставщиков ресурсов и управляющие компании, потому что «даже юридически постановлением Правительства никаких ограничений невозможно поставить на расходы на общедомовые нужды», что, в свою очередь, «приводит к тому, что на собственников жилья возлагаются расходы, связанные с освещением, подключением объектов, которые с домом никак не связаны».

По убеждению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, граждане не должны заниматься «поиском проводов, которые подключены к киоскам и рекламным конструкциям, которые освещаются за счёт их, как собственников».

 «Эти злоупотребления с незаконным подключением делают не граждане - у них нет допуска к соответствующим электрощитовым. Эти подключения делают либо работники управляющих организаций, не всегда с ведома собственников и руководителей, либо электрики энергопоставщиков», - заявил Чибис, предложив коллегам «в этом кругу не лукавить».

«Применение нормы и переход этого платежа в жилищную услугу заставляет всю цепочку заниматься оптимизацией и контролем не по обращениям граждан и не созданием комиссий, контролем за незаконное подключение, контролем за неучтенным потреблением воды в своем жилом помещении. Эта норма заставляет заниматься этим профессиональных участников рынка, а не людей, не собственников, которые как собственники должны нанять управляющую организацию, - подчеркнул он. - А заниматься небалансами, поиском соседей, которые воду потребляют без прибора, поиском незаконных подключений вообще-то и должна-то управляющая организация вместе со своим контрагентом, потому что, если она этим не занимается, тогда у нее возникают убытки. Это, по-моему, абсолютно справедливая конструкция».

Позицию профильного министерства тогда поддержала и первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ Елена Николаева. В рамках первого чтения законопроекта она обратилась к коллегам из Общероссийского народного фронта с заявлением, что риски, связанные с нормой ОДН, «на самом деле велики». Она напомнила, что «как только были вынесены ОДН, получилась полная вакханалия: именно тогда Владимир Владимирович Путин провёл соответствующее совещание, на котором были предъявлены те самые платёжные документы, где суммы ОДН превышали совокупный платёж по индивидуальному потреблению».

Комиссия по мониторингу тарифов и услуг сферы ЖКХ партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выявила такие случаи во всех субъектах Российской Федерации. По её словам, именно после этого Государственная Дума приняла постановление, в рамках которого было указано на недопустимость неконтролируемого роста ОДН, в результате - появились нормативы на общедомовые нужды.

«Именно нормативы защищали граждан от непонятного начисления этих ОДН. Именно нормативы заставляют управляющие компании искать незаконное подключение и разбираться с ресурсоснабжающими организациями», - подчеркнула Николаева.

Разделяя озабоченность возможными рисками, она отметила, что «придётся этими рисками заниматься» и «вместе нести ответственность за то, как это будет реализовано».

«То, что рост совокупного платежа за жилищно-коммунальную услугу вырастет, это абсолютно, он вырастет совокупно», - заявила она, призвав представителей ОНФ «тоже проанализировать эту ситуацию и взять на контроль в каждом субъекте Российской Федерации».

Так или иначе, закон был принят. Но принес с собой он еще больше вопросов. Люди обсуждают их в социальных сетях, но ответов не находят. Недоумение вызывает и позиция некоторых участников чтений. Та же Елена Николаева на сегодняшний день уже кардинально поменяла свое мнение по поводу переноса ОДН и выражает крайнее несогласие с этим изменением.

Неужели следующим шагом будут бесконечные поправки к закону? На этот, и многие другие вопросы, связанные с 176-ФЗ и со сферой управления многоквартирными домами в целом, ответят ведущие эксперты отрасли и председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ Галина Хованская в рамках Межрегионального практического онлайн-семинара «Жилищный фонд России: текущее состояние, перспективы и необходимые изменения», который состоится 27 августа 2015 года.

По всем вопросам, включая регистрацию на мероприятие, Вы можете обратиться к ответственным координаторам по телефонам:

8-926-488-88-72 – Князев Роман;

8-919-139-99-00 – Маспанова Екатерина.

Более подробную информацию можно также найти на странице Межрегионального практического онлайн-семинара «Жилищный фонд России: текущее состояние, перспективы и необходимые изменения».

Кроме того, Вы можете выразить свое мнение и обсудить недостатки или достоинства 176-ФЗ на страницах Портала в социальных сетях Vkontakte и Facebook

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Минстрой и капремонт

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить




-
Если Вам необходима консультация специалиста Ассоциации, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров городского хозяйства

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@citymanagers.ru

127051, г. Москва, пер. Сухаревский М., д.9, стр.1

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@citymanagers.ru 


copyright 2018 citymanagers.ru