Профессиональное сообщество руководителей и специалистов организаций городского хозяйства

Информация из-под земли

«Мосводоканал» презентовал пилотный проект по прокладке волоконно-оптического кабеля в сточной канализации. Инновационным для Москвы способом соединили два ЦОДа предприятия.

21.04.15

Опытный участок протяженностью 4 км проходит под землей по сетям сточной и ливневой канализации города от района метро «Бауманская» до района метро «Рижская» и соединяет два плеча геораспределенного центра обработки данных «Мосводоканала». Выбранный участок обслуживает как АО «Мосводоканал», так и ГУП   «Мосводосток».

 «Для нас проект начался в конце 12-го начале 13-го года с поручения, которое поступило из Правительства Москвы, Департамента Информационных технологий и Департамента жилищно-коммунального хозяйства. Решено было рассмотреть возможности так называемой гибридной канализации,- рассказал заместитель главного инженера АО «Мосводоканал» Леонид Головин. - Мы отнеслись к этому на высоком техническом уровне, и в течение 2013-14 годов велась подготовка различных технологий, в том числе, мобильных технологий. Потом проводился большой научно-технический совет, на котором эти технологии рассматривались с точки зрения эксплуатации, с точки зрения химии, механики, экономики. Уже в мае было принято решение о проведении пилотного проекта, чтобы убедиться в возможности его дальнейшей реализации. В декабре же строительство было завершено».

Реальными целями пилота было подтверждение отсутствия негативного влияния инсталлированных кабельных каналов на сооружения московского водоканала, подтверждение конструктивной надежности кабельных каналов и устойчивости креплений кабельных каналов при воздействии нагрузок, возникающих в ходе эксплуатации. Для решения проблем дополнительной нагрузки на объектах водоканала было привлечено Управление канализации, в результате чего был создан практически прямой канал.

«Нашей задачей было обеспечение наши коммуникационные возможности в части существующей системы канализации. По Москве это в целом порядка 8 тысяч километров самотечных сетей диаметром от 150 мм до 4,5 м,- рассказал начальник управления канализации АО «Мосводоканал» Михаил Богомолов. - Наибольший интерес для пилота представляла центральная часть города.  К сожалению, для системы канализации это было довольно-таки сложно, потому что именно в старой части города формировалась система канализации, скажем так, первичная. Соответственно все трубопроводы в ней маленького диаметра, максимально 1000 мм. в коллекторах, а дворовые сети – в среднем 200 мм. Состояние сетей, конечно же, оставляет желать лучшего. Самая большая проблема заключалась в том, что эти сети были построены до 50-60-х годов из керамического трубопровода, который на сегодняшний день полностью исчерпал свой эксплуатационный ресурс и утратил надежность. Эти сети содержат множество микротрещин и практически находятся в предаварийном состоянии».

Учитывая технологию прокладки коммуникаций в московских трубопроводах, было поставлено  несколько целей. В первую очередь нужно было не забывать про обеспечение надежного канализования. Вторая задача – посмотреть варианты организации пилота. Важно было с самого начала провести процедуру очистки всех сетей и коллекторов в городе. В последнее время канализации нуждаются в более частой очистке, потому что в быту используется большое количество моющих средств, образующих пену. Эта пена в коллекторах превращается в синтетические жиры, которыми обрастают стенки трубопроводов. Для того чтобы обеспечить нормальный гидравлический режим сетей, приходится регулярно чистить эти наросты.

Для пилотного проекта были подобраны сети из железобетонного трубопровода, который находится в достаточно хорошем состоянии. К тому же сети должны были иметь наполнение не на полное сечение, что позволяло бы производить определенный тип работ по креплению кабельных каналов. Чтобы  оценить последствия нагрузки от производимых работ на осевую жесткость трубопровода, были привлечены специалисты лаборатории Московского государственного горного университета. По тем трубопроводам, которые были подобраны, было получено в целом положительное заключение.

«У нас были определенные опасения насчет того, как в дальнейшем эксплуатировать эту сеть. Не всегда мы производим очистку гидромеханическим способом, потому что порой отложений на стенках слишком много, и убирать их приходится чисто механическим способом. Но выбранная трасса обладает минимальными рисками для дальнейшей эксплуатации»,- добавил Богомолов. 

В этом проекте может участвовать не одна система канализации. В Москве, в отличие от многих городов Европы и даже России, раздельная система канализования. То есть поверхностный сток и канализация идут отдельно по своим трубопроводам, что накладывает определенные сложности при подборе участков. Но для города это дело нужное, особенно в центральной части, где между домами  много «висяков», на которых иногда сидят птицы, и которые искажают нормальный облик центра города. Тем более в условиях, когда построить новый коллектор в центре города, где и так перенасыщено пространство, практически не возможно.

«В этом пилотном проекте заключалась некоторая коммерческая выгода для «Мосводоканала», т.к. в этот момент запускался геораспределенный ЦОД, который требует очень высоких скоростей в канал связи, для того, чтобы обеспечить высокие вычислительные способности,- пояснил Головин. - Как правило, для этого используется так называемая темная оптика, которая предоставляется оператором связи. Стоит это довольно дорого. Два оператора связи представили нам свои предложения. Для геораспределенного ЦОДа, чем длиннее канал, тем ниже общая производительность. Пилотный проект позволял бы сделать канал длиной только в 4 км без дополнительных денежных затрат. Поэтому было принято решение работать именно по этому направлению».

Испытания проводились в течение месяца, а уже в конце декабря 2014 года система была принята в эксплуатацию. После этого уже пошла работа с операторами связи, которые протянули через трубопровод оптику, благодаря которой уже в середине марта два ЦОДа получили новый высоконадежный, высокоскоростной канал связи.

«Хочется отметить, что, несмотря на наличие микротрещин, надежность московской канализации математически равна пяти девяткам. Надежность канализации МГТС, «Москоллектора» и так далее – четыре девятки. То есть канализация московская в 10 раз надежнее. Поэтому получение такого канала связи было очень важным и очень востребованным»,- добавил заместитель главного инженера «Мосводоканала».

Если говорить о технической составляющей проекта, то он помог повысить вычислительную способность «Мосводоканала» минимум в 2 раза. Информационная надежность, в свою очередь, повысилась в десятки раз. В рамках договора пилот будет идти еще полтора года.

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Исключение управляющих компаний

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить




-
Если Вам необходима консультация специалиста Ассоциации, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров городского хозяйства

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@citymanagers.ru

127051, г. Москва, пер. Сухаревский М., д.9, стр.1

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@citymanagers.ru 


copyright 2018 citymanagers.ru