Существует 2 способа урегулирования взаимоотношений между регулятором и регулируемой организацией. Это судебное рассмотрение споров и рассмотрение разногласий. Это два разных ведомства, которые существуют в ФСТ, причем разногласия рассматриваются в течение одного месяца после того, как водоканал узнал о нарушении своих прав. Существует соответствующий регламент – приказ ФСТ №794-э от 12 декабря 2011 года. Есть и регламент о судебном урегулировании споров – здесь время ограничивается уже сроком в три месяца, а пошлина не взимается (в отличие от рассмотрений разногласий, где предприятие обязано оплатить пошлину в строго определенные сроки).
Если при разногласиях предприятие может рассматривать только свой тариф и статьи затрат, то в досудебном урегулировании споров можно оспорить любые действия регулятора, которые, с точки зрения водоканала, противоречат законодательству. Досудебное регулирование споров регламентируется приказом ФСТ №372-д от 4 июня 2012 года, в котором подробно представлен перечень необходимых документов и требования к заполнению заявлений.
В настоящий момент проходит тарифная компания, которая уже к декабрю должна завершиться для предприятий установлением тарифа. При этом водоканал должен понимать, что на заседание регулятора его должны пригласить или, по крайней мере, уведомить, когда оно должно состояться. Предприятию должно быть выслано экспертное заключение, в котором должны быть описаны методики регулирования соответствующего водоканала, позиция регулятора, его согласие/несогласия с чем-то.
Приказ ФСТ № 1154-э от 16 июля 2014 года содержит подробную информацию о том, что должно быть в экспертном заключении регулятора, как должен выглядеть протокол заседания комиссии и т.д. Если что-то из прописанного в этом документе не соблюдается, предприятие имеет полное право обратиться к досудебному решению споров.